КРУПИНА Надежда Леонидовна —

кандидат педагогических наук, директор просветительского центра в сфере образования, культуры и литературы «Надежда», главный редактор журнала «Литература в школе», руководитель проекта «Изучение классики и современной литературы на уроке и во внеклассной работе»*

 

*При реализации проекта «Изучение классики и современной литературы на уроке и во внеклассной работе» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров»

 

 

КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ В ШКОЛЕ ХХI ВЕКА: РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЮНОГО ПОКОЛЕНИЯ»

ФОРУМ-СЕМИНАР ДЛЯ СЛОВЕСНИКОВ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ.

22—23 СЕНТЯБРЯ 2017ГОДА

Крым… Во все времена это слово всегда обозначало одно из красивейших мест России. Омываемый морем, овеваемый горными и морскими ветрами, Крым, с богатейшей героической историей, всегда притягивал к себе и щедро вознаграждал за любовь к нему. Сюда всегда тянулись не только за физическим исцелением, но и за нравственным и душевным зарядом, получаемым от прикосновения к древней истории, накопленному веками литературному, художественному богатству, созданному людьми, которые жили здесь, приезжали сюда, прибавляя своими трудами славу России.

На заполненном белоснежном, похожем на белокрылую чайку лайнере, вмещающем 1100 человек, мы летели из Москвы в Крым. Вместе с нами в Крым устремились 1100 человек, принятых на борт нашего чудо-самолёта. И не важно: по делам, для отдыха или лечения. Крым притягивает, он востребован, он нужен, и это радовало.

Потом дорога в Евпаторию, с километрами садов, виноградников, мимо городов Саки и Бахчисарай, вдоль моря с лебедиными стаями, с чайками над водой, парусниками, и вот Евпатория — с зелёными тихими улочками, шумящей набережной, уютными двориками с виноградными беседками, с приветливыми, доброжелательными, готовыми в любую минуту помочь тебе жителями… Вообще замечательные люди — это главное богатство Крыма. Как, впрочем, всей нашей родины — России. Но обо всём по порядку.

22—23 сентября в г. Евпатории в рамках проекта «Изучение классики и современной литературы на уроке и во внеклассной работе прошёл методический Форум-семинар «Классика и современность в школе XXI века: роль чтения в жизни современного юного поколения». В третий раз со времени возвращения Крыма в лоно родной России (2014, 2015, 2017) журнал «Литература в школе» вместе со словесниками Крыма и Севастополя выпускают региональный номер, авторами которого выступают преподаватели литературы Республики Крым и города-героя Севастополя.

Два дня интересной и интенсивной работы вобрали так много событий, встреч, открытий, что по прошествии нескольких дней, перебирая их в памяти, вспоминая лица учителей-словесников и красивые, воодушевлённые лица детей, участвующих в Форуме, удивляешься: как удалось всё это вместить, совершить и сделать так профессионально, ёмко, насыщенно и одновременно душевно. Удивляешься и понимаешь: организаторы Форума — надёжные, творческие, яркие личности. Они сделали всё, чтобы 320 его участников, учителей и учеников, испытали радость общения и приобщения к прекрасному: книге, театру, музею. Съехавшиеся на Форум словесники почувствовали себя соратниками в важном деле образования и воспитания идущего нам на смену поколения, узнали много нового о путях возвращения подростков и юношества к чтению, о том, какие формы и приёмы работы помогают сделать классику современной, интересной для ребят, какие произведения современных писателей вызывают у детей отклик.

Проведению форума предшествовали заочные конкурсы учащихся: конкурс чтецов «Благодатная сила слова» и конкурс буктрейлеров «Расскажу о любимой книге». Жюри рассматривало записанное на видео чтение ребятами стихотворений поэтов-классиков и наших современников. В финал конкурса чтецов вышли 12 человек. Они предпочли в основном стихи о Родине, дружбе, природе. Ребята выбрали стихи А.С. Пушкина, А. Блока («О как безумно за окном…»), А. Ахматовой («Три осени»), В. Тушновой («Помнишь, как залетела в окно синица…»), Б. Ахмадулиной (Сказка о дожде»), Н. Рачкова («Осень»). Половина финалистов читали стихотворения о войне (Л. Мартынов. «Народ-победитель»; Д. Самойлов. «Сороковые, роковые…»; А. Сурков. «Песня смелых»; Симонов. «Смерть друга» и «Майор привез мальчишку на лафете»). И это радовало: всенародный «Бессмертный полк», 70-летие Победы в Великой Отечественной войне вернули внимание школы к произведениям о войне. И всё же надо признать: в отличие от школьников 1990-х годов, начала ХХ века, прекрасно знающих творчество поэтов-фронтовиков и прозу о войне («Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег» Ю. Бондарева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Сашку» и «Зосю» В. Кондратьева, «Это мы, Господи…» К. Воробьёва, «На войне как на войне» В. Курочкина, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «В списках не значился»), современным школьникам большинство имён этих замечательных писателей неизвестно. Диктуемая жизнью необходимость только на «зачёт» написать декабрьское выпускное сочинение на заданные заранее темы не вызывает у выпускников потребности читать художественные произведения о войне.

    Возвратившись к конкурсу чтецов, отметим большое внимание готовящих их учителей к выбору произведений для чтения. О хорошем вкусе школьников говорило то, что они выбрали произведения высоко художественные, выразительные, тонко передающие чувства, внутренний мир лирических героев, вызывающие яркие впечатления и глубокий эмоциональный отклик.

По условиям конкурса чтецы должны были рассказать, чем привлекло их выбранное произведение. Не все его участники выполнили это условие, хотя именно оно выявляло умение учеников осмыслить произведение и в краткой форме выразить свои мысли, чувства, впечатления от прочитанного. Так, Касрашвили Джемали (7  класс) сопроводил запись чтения стихотворения словами о том, что стихотворение «Весна» Б. Окуджавы понравилось ему «красотой, ритмичностью и простотой. Я вижу синее небо, жука, который улыбается на тростинке. Я люблю такие жизнерадостные стихи». Лисицына Мария (7 класс) рассказала, какое сильное впечатление произвело на неё стихотворение, автора которого она не знала, о девочке, со школьной скамьи сразу шагнувшей в войну: «Оно написано с душой. Его юная героиня теряла друзей, потеряла любимого. Я хочу, чтобы больше людей помнило, как далась нашему народу Победа». Но чтобы «больше людей помнило», надо было узнать имя поэта, написавшего стихотворение «Девочка, прошедшая войну». Помогла учительница, поддержавшая выбор своей ученицы, не без труда найдя имя автора (Татьяна Лаврова), - только так можно было представлять стихи на конкурс. Очень нелегко было отобрать лучшие работы: в каждой из представленных была своя привлекательность, изюмина, их хотелось смотреть ещё и ещё.

Фалалеева Виола читает отрывок из "Медного всадника" А.С.Пушкина

Кротов Иван читает "Молитву матери" В.Н. Крупина

Отметим высочайший уровень исполнительского искусства победителей конкурса. Ими стали Кротов Иван ( 8 класс СОШ № 11 г. Евпатории), в своём выразительном чтении донёсший до слушателей всю глубину актуальнейшего и в наши дни стихотворения А.С. Пушкина «Клеветникам России», Перевёртов Михаил, (7 класс, гимназия имени И. Сельвинского, г. Евпатория), одновременно сдержанно и проникновенно прочитавший «Сороковые, роковые…» Д. Самойлова, Фалалеева Виола (8 класс, гимназия имени И. Сельвинского), выбравшая для чтения отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» и блестяще передавшая красоту и  мощь пушкинского гимна Петербургу, вознёсшегося «из топи блат» как результат великих дум Петра Первого и подвига его строителей, воплотивших в жизнь великие думы русского самодержца.
Очень интересным был и заочный конкурс «Расскажу о любимой книге». Все работы, как признавались члены жюри, они смотрели не по одному разу, так они были глубоки, выразительны и трогательны. Каждый учитель понимает, какая большая работа стоит за созданием хорошей презентации, каждого хорошего видео: надо перечитать книгу, выделить то главное, ради чего она была написана, отобрать необходимые эпизоды, написать текст, обращённый к тем, кого ты хочешь увлечь своим любимым произведением, найти форму, в какой можно наиболее полно воплотить свой замысел. Понятно, что простым пересказом своей цели не добиться. И значит, каждое слово в твоём рассказе должно доходить до зрителя, будить его желание разделить с тобой радость возвышающего тебя чтения. Сколько выдумки, фантазии, знаний и умений показали участники этого конкурса! Они ёмко и занимательно рассказывали об авторах книг, об истории их создания, оценивали поступки героев и в самых точных словах характеризовали их, выражали своё мнение, свои мысли и что-то специально недосказывали, чтобы осталась интрига, заставлявшая зрителя прочитать любимое ими произведение. В финал вышли 38 работ.

О каких же книгах рассказали ребята? «Алые паруса» А. Грина любят и шестиклассники, и старшеклассники. Гриновская феерия, «Маленький принц» А. Экзюпери и «Ромео и Джульетта» Шекспира в этом конкурсе заняли первые места по популярности. Самые интересные буктрейлеры крымских школьников были посвящены поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Вечерам на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Муму» И.С. Тургенева, «Каштанке» А.П. Чехова, рассказу А. Куприна «Слон», «Детству» М. Горького, «Королевству кривых зеркал» В. Губарева, «Волшебнику Изумрудного города» А. Волкова, книгам о войне: «Сыну полка» В. Катаева и «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого; рассказам Е. Носова «Белый гусь» и В. Астафьева «Конь с розовой гривой»; из зарубежной литературы выбраны «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Принц и нищий» М. Твена, «Белый клык» Д. Лондона, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Дети капитана Гранта» и «Вокруг света за 80 дней» Ж. Верна, «Таинственный сад» Ф. Бернетт, «Рассказы» Э. По, «Человек-невидимка» Г. Уэллса, рассказ «Улыбка» Р.Брэдбери, «Полианна» Э. Портер.

 В первый день работы Форума в зелёном зале детского театра «Золотой ключик», собравшем 120 учащихся школ г. Евпатории и сопровождавших их учителей, лауреаты и победители конкурса чтецов и конкурса буктрейлеров были торжественно награждены дипломами журнала «Литература в школе». Гран-при за победу в конкурсе «Расскажу о любимой книге» получили Коваленко Амаделия (10-й класс) за буктрейлер по «Ромео и Джульетте» В. Шекспира, Котович Даша (8 класс) — за «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого и Шляхова Алёна (8 класс) за «Каштанку» А.П. Чехова. И дети, и взрослые сопроводили аплодисментами выступления победителей конкурса чтецов и с большим интересом посмотрели лучшие буктрейлеры своих сверстников.

Сцена из спектакля "Только Родина во все стороны..."

 

 

После небольшого перерыва участникам первого дня Форума был показан спектакль «Только родина во все стороны…» по произведениям писателя В.Н. Крупина, члена Президиума, академика Академии Российской словесности, сопредседателя Союза писателей России, первого лауреата Патриаршей премии по литературе им. святых равноапостольных. Он был подготовлен учащимися гимназии им. И. Сельвинского под руководством их педагогов Т.Г. Соловей (сценарий) и М.Ю. Пермяковой (режиссёр-постановщик). Надо было видеть лица зрителей, замерший зал, реакцию на каждую сцену всех сидящих в зале, чтобы понять, как велика живительная сила слова, как нуждается в нём и как откликается на него дети, как нужен каждой школе театр, как преображаются и актёры, и юные зрители, соучастники единого творческого действа. Спектакль включал полные или частичные инсценировки рассказов писателя о детстве, семье, мечте, дружбе, любви, родине, доказывая зрителям, что «детство, по словам В. Крупина, — сильнее всей остальной жизни», так важны впечатления, знания, воспоминания той поры, откликающиеся во всей последующей жизни человека.

 

 

Свои мысли, чувства, вызванные спектаклем по рассказам писателя, дети высказали на встрече с ним в зелёном зале Детского театра «Золотой ключик». В школе № 11 (учитель Л.А.Сиренко) и в гимназии им. И .Сельвинского (учитель Т.Г. Соловей) старшеклассники читали и анализировали на уроках литературы произведения В.Н. Крупина, другим учащимся Евпатории они открылись на просмотре спектакля «Только родина во все стороны…» И по тому, с каким вниманием, интересом они  смотрели спектакль и откликались на него, было видно: творчество писателя принято и покорило. Ему было задано много интересных, нетрафаретных вопросов: когда вам впервые пришла мысль стать писателем? Кого из писателей вы любите больше всего и почему? Где вы берёте сюжеты для своих произведений? Везде и всюду говорят о том, что современные дети не любят читать. Как вы думаете, почему дети перестали любить читать? Какие бы книги вы рекомендовали прочесть школьникам? Когда вы пишете рассказ, вы сразу знаете, как он закончится и как будут себя вести его герои? Бывает так, что ваши герои вдруг удивляют вас, то есть ведут себя не так, как вы задумывали? А у вас дома в детстве были книги?  Если да, то какие вам запомнились? Вы бы хотели, чтобы ваши дети или внуки тоже стали писать книги? В романе Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» рассказывается, как в будущем уничтожают книги. Как вы думаете, может это когда-нибудь произойти?

Писатель ответил на все вопросы ребят и много, интересно и порой с юмором рассказал о себе, своём детстве и юности, ссылался на только что увиденные ребятами инсценировки своих рассказов, не раз вызывая улыбки и смех своих юных собеседников. После встречи многие дети подходили за автографом, фотографировались с В.Н. Крупиным, гимназисты брали у писателя интервью. Юным артистам, блестяще сыгравшим героев писателя, были вручены дипломы журнала «Литература в школе»; учителям, проводившим уроки по его творчеству, В.Н. Крупин подарил свои книги с автографом.

 

С таким же воодушевлением сыграв этот спектакль во второй день форума, гимназисты встретили такой же восторженный и благодарный отклик на него уже от взрослых зрителей — словесников Крыма и Севастополя. И ощущение праздника Слова от спектакля детей, от встречи и глубокого разговора словесников с писателем В.Н. Крупиным, сказавшего, что цель работы учителя литературы в главном схожа с трудом писателя, выразившего веру в Россию, её будущее, педагогов и «племя младое», не покидало участников форума и в этот день.

Форум приветствовала Н.П. Пермякова,

 

депутат Госсовета Республики Крым, пожелавшая успеха его участникам и отметившая, что проблема чтения, поднимаемая на встрече словесников Крыма и Севастополя, одна из острейших в образовании и от успешного решения её во многом зависит нравственное состояние нашего общества. В.И. Жеребец, начальник Управления образования администрации г. Евпатория, поблагодарила устроителей Форума за доверие Евпатории, второй раз принимающей журнал «Литература в школе» для проведения презентации регионального номеров, предоставленных словесникам РК и Севастополя, и предоставившей словесникам уютные залы детского театра «Золотой ключик» для обсуждения самых злободневных проблем литературного образования российских школьников. Н.А. Филимонов, директор гимназии им. И. Сельвинского, радушно принимавшей участников Форума, кратко рассказал об истории гимназии,отметившей своё столетие, о её знаменитых выпускниках-писателях (И. Сельвинский и Б. Балтер) и других учениках, принёсших славу не только своему учебному заведению, но и России.

Конференцию открыла А.С.Бурдина, заведующая отделом русской филологии ГБОУ ДПО КРИППО выступлением «Стратегия чтения в современной школе», которая обобщила достижения современной методической науки и опыт школьных учителей литературы по данной проблеме и показала на примерах организацию предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности учащихся, осваивающих художественное произведение.

Выступает А.С. Бурдина

Н.Л.Крупина, к. п. н., главный редактор научно-методического журнала «Литература в школе», обозначив своё выступление в виде вопроса «Останется ли живой “вечно живая” классика и востребована ли современная литература в школе XXI века?» и отвечая на него, подчеркнула, что в наше время предмет «Литература» отброшен со справедливо занимаемого им ещё не так давно первого места по значимости среди учебных дисциплин. Первый из сдаваемых всеми выпускниками экзамен по нашему предмету не вошёл в число обязательных; вернувшееся в XI класс по настоянию Президента сочинение сдаётся в отличие от других предметов в декабре и без оценки. Такой экзамен, как мы понимаем, формален по своей сути и никак не влияет на возвращение чтения в круг интересов выпускников (на что надеялся Президент) и требует всего нескольких установочных занятий, на которых объясняется, как одни и те же знакомые ученикам произведения применить при раскрытии разных тем. С одной стороны, ни для кого не секрет, что главным для учеников и учителя по-прежнему остаётся ЕГЭ по русскому языку, ради которого учителя, вопреки своей воле, нередко пренебрегают уроками литературы.

Мы сегодня делимся опытом, как нам в таких сложных обстоятельствах, в век электроники и компьютеризации, засилья массовой культуры, которую вернее назвать массовой антикультурой, в век прагматизма, погони за материальными благами, жестокости, равнодушия удаётся привлечь подростка, юношу к чтению книги. Деятельностный подход к обучению, обязывающий нас учить ученика самому добывать знания, верить в свои возможности и силы, не отменяет ведущей роли учителя в процессе обучения и воспитания. Это он открывает ученикам актуальность классических произведений, оживляет эти послания через века ныне живущим молодым читателям, вызывает отклик, сопереживание; блестяще владеющий словом, даёт ученику образцы анализа, интерпретации и оценки произведения. Вечно живой классика будет для юных читателей только тогда, когда вызывает сопереживание, когда они понимают, что созданная много веков и десятилетий назад, она и к ним обращена. Из современной литературы важно нести детям то, что возвышает, облагораживает, даёт представление об идеале, создано на высоком художественном уровне. Как сказал о чтении герой современного писателя протоиерея А. Ткачёва, с хорошей книгой «мы впитываем чужой опыт, взрослеем, радуемся, страдаем вместе с автором и за один год своей жизни можем повзрослеть на несколько чужих жизней. Чудо, правда?»

Интерес и соответствующий ему отклик вызвало у слушателей сообщение Т.Г. Соловей, заслуженного учителя Республики Крым, учителя-методиста гимназии им. И.Сельвинского «Создание детьми буктрейлера как путь их приобщения к чтению и пропаганде книги», имеющее большую практическую значимость.

Выступает Т.Г. Соловей

В поисках путей решения этой проблемы она пробует разные формы и средства: традиционные викторины, литературные вечера, заключающий курс литературы в каждом классе урок с разнообразными презентациями школьников «Произведение года» и современные игры (экспедиция в произведение, по литературным местам, конкурс на создание проекта памятника литературному герою, подготовка выпуск «издательством» сборника произведений поэта), новомодные батлы, квесты и прочие новоизобретения. Среди них и буктрейлеры. В этом синтезе книг и компьютерных технологий, как показал опыт, нашёлся один из прямых и эффективных путей пробуждения у подростков и юношества желания читать и пропагандировать книги. Результат превзошёл все ожидания. Участникам форума были показаны формы, в каких осваивается детьми деятельность по созданию буктрейлеров: ученики знакомятся со значением нового слова, осваивают памятку-инструкцию с правилами создания буктрейлера, смотрят образец и обсуждают его, на первом этапе они получают варианты ключевых фраз сценария, потом предлагают свои, учатся отбирать главное, писать сценарий, подбирать видеоряд, музыку, шрифты, делать титры. В заключение слушатели посмотрели несколько буктрейлеров, созданных учениками Татьяны Григорьевны. Заметим, что среди победителей и лауреатов конкурса «Расскажу о любимой книге» было немало учащихся этого талантливого педагога.

С новой для школКрыма и Севастополя формой привлечения подростков и юношества к чтению — публичными чтеними — в яркой, образной, ёмкой форме познакомила словесников доктор педагогически наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров) Е.О. Галицких. Разрабатывая инновационную технологию организации публичных уроков словесности для широкой общественности (ученики разных классов, учителя разных предметов, родители, дедушки и бабушки, братья и сёстры, друзья, журналисты, заинтересовавшиеся прохожие — все, кто ощущает себя учеником жизни), Елена Олеговна воплотила идею организовать живой образовательный диалог между разными поколениями детей и взрослых. Яркий, самобытный методист, Е.О. Галицких отметила, что отличие публичного урока в том, что это урок для «широкой публики», «для всех, кому хочется ощутить себя в роли человека познающего, читающего… на нём нет гостей, зрителей, а все участники являются авторами урока под названием «и “полилог поколений”». В этом его принципиальное отличие от открытого урока.

 

Тема публичного урока, отметила Е.О.Галицких, должна быть жизненно важной для детей и взрослых, современной, отвечающей на «вызов» времени. Например: «Великая Отечественная война — имя собственное»; «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты», «Книги, которые изменили мою (нашу) жизнь»; «Великие книжные предсказания»; «Где та книга, хотя бы одна, чтоб её прочитала вся наша страна…» (Е. Евтушенко); «Книга для моих родителей — рекомендации книг детьми-читателями»; «Книга, которая стала лекарством от проблемы… неуспеваемости, лени, одиночества, несбывшейся любви, звездной болезни и т. д.» и т. п.

Выступает Е.О. Галицких

Е.О. Галицких подчеркнула, что публичные уроки создают пространство для диалога, дискуссии, обсуждения, дебатов, атмосфера публичного урока должна быть эмоциональной, вдохновляющей. Ещё одна технологическая особенность публичного урока в том, что он сопровождается раздаточным дидактическим материалом, который все участники могут унести с собой: справочными листами, презентациями, стихами, художественными текстами, таблицами, результатами своего творческого труда, публицистическими статьями. И, наконец, публичный урок должен иметь отклик-резонанс. Отзыв на содержание урока может быть различным: рефлексия каждого его участника, общая газета, журналистская игра, сочинение, эссе, впечатление, интеллект-карта, гуманитарная экспертиза.

Завершила конференцию В.И. Михайлова, учитель школы № 54 г. Севастополя глубоким выступлением «Диалог на уроке литературы как средство обучения и развития личности».Учительвидит свою цель в том, чтобы открыть подростку (на любом этапе его взросления) мир литературы, в котором живут удивительные герои, похожие и на него и на живущих радом; создать условия для диалога — ведущей формы урока, ведь урок — почти всегда диалог учителя и класса, учителя и ученика, писателя и юного читателя, ученика с одноклассниками.Педагог показала коллегам организацию всех обозначенных видов диалога, подчёркивая: чтобы книга была востребована и её хотелось прочесть, разговор о ней должен быть обращён к личности подростка, обсуждаемые вопросы морально-этического характера — побуждать к размышлению и желанию высказаться. Например,

Был ли, по-вашему мнению, повод для дуэли Онегина и Ленского? Можно ли Онегина оправдать? Почему Онегин стал убийцей друга?

— «Я так люблю Татьяну милую мою…» Чем, по вашему мнению, вызвано такое признание: «так люблю»! В наше время Татьяна бы заслужила такое признание от нашего современника?

— «Во мне два человека: один живёт в полном смысле слова, другой мыслит и судит его», — признаётся Печорин. Как вы считаете: кто из этих двух лучше? Может, кто-то из них лишний?

— Что значит жить «в полном смысле слова», по Печорину? И почему он судит себя за это? Нужна ли современному человеку способность мыслить и судить свою жизнь?

На следующем этапе форума были показаны мастер-классы Е.Д. Устименко, учителем Открытого космического лицея г. Симферополя («Роль России в истории. Патриотическая лирика Ф.И. Тютчева (на примере стихотворения “Послание братьям-славянам”»), А.В. Бондарчук, учителя Родниковской школы-гимназии с. Родниковое Симферопольского района («Чтение как общение: писатель — учитель — юный читатель. Читаем классику. Л. Андреев. “Иуда Искариот”»), Л.А. Сиренко, учителем «СОШ № 11» г. Евпатории («Чтение как диалог писателя и читателя. Притчи о старом и новом времени. Сравнение сказки А. Гайдара “Горячий камень” и рассказа В. Крупина “Холодный камень”»).На первых двух уроках «ученики»-учителя убеждались в том, что классика жива и в наши дни.Послание «Славянам» («Привет вам задушевный, братья...»), написанное Тютчевым 150 лет назад, поразило участников мастер-класса, как и учеников Е.Д. Устименко, своей актуальностью:

             Хотя враждебною судьбиной

             И были мы разлучены,

             Но всё же мы народ единый,

            Единой матери сыны;

            Но всё же братья мы родные!

            Вот, вот что ненавидят в нас!

            Вам не прощается Россия,

           России — не прощают вас!..

Убедительно, яркопровела свой мастер-класс И.В.Бондарчук, на примере повести Л. Андреева «Иуда Искариот» показавшая его участникам формы работы, побуждающие детей увидеть ценность книги, осознать, что книга — носитель духовного опыта народа и его духовных ценностей: педагог создала эмоциональный настрой на работу, предложив участникам рассмотреть репродукции картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» и подумать, что связывает эти картины и повесть Андреева (главный герой — Иисус Христос, картины и повесть созданы по евангельскому сюжету); подвела их к самостоятельному определению темы урока; создала проблемную ситуацию, предложив высказать своё отношение к высказыванию Л. Андреева: «Иуда будет жить столько, сколько будут жить люди», побудила подобрать синонимы к слову «предательство» (грех, преступление, вероломство, клевета, ложный донос, нарушение верности, клятвы), высказать свою точку зрения о причинах предательства Христа Иудой (корысть, ревность, провокация, зависть) и доказать её. Проблемным был и заключающий мастер-класс вопрос: «Верно ли утверждать, что Иуда Л. Андреева — только отражение библейского персонажа?», вызвавший эмоциональное обсуждение и дискуссию и приведший к выводу о том, что Иуда Андреева — собирательный образ, вобравший такие пороки человечества, как лживость, лицемерие, зависть, сребролюбие, предательство; в определённой мере это образ всех нас.

Мастер-класс Л.А. Сиренко показал коллегам образец сопоставления классического и современного произведений, продолжение в творчестве писателей-современников традиций классики. И этот урок, как и предыдущие, требовал от его участников кропотливой и вдумчивой работы с текстом и большой духовной работы: они живо инсценировали рассказ В. Крупина, активно участвовали в его обсуждении и анализе сказки Гайдара: характеризовали героев и оценивали их поступки, осмысливали такие нравственные понятия, как благородство, самоотверженность, честность, открытость, счастье, добро. Урок помог понять подросткам, что счастье не может быть эгоистичным,что для него мало радости от приобретённого нового мобильного телефона, что творение добра нередко требует самоотверженности, что жизнь не школьная доска: ошибся, стёр и пиши сначала.

Своеобразное продолжение мастер-классы получил в школьном музее народной игрушки «Жар-птица» при гимназии им. И. Сельвинского (создатель и директор— учитель гимназии Т.Г. Соловей), где юные экскурсоводы, разделив гостей на группы, вернули их в детство, проведя с ними увлекательный, обогащающий знаниями и эмоциями квест (приключенческую игру) «Поисковая экспедиция за литературными сокровищами» и обзорную экскурсию по музею. Получив маршрутный лист, каждая группа должна была определить название фольклорных и авторских произведений, отрывки из которых были на их маршрутных листах; если произведение авторское, назвать автора; найти в музее игрушки, соответствующие этим произведениям; обобщить всё, что известно группе, о персонажах литературных произведений (конь, кот, медведь, лиса); сделать вывод, каким нравом обычно они наделены; найти в мифологических словарях и справочниках (они есть в музее) значение этого образа; вспомнить пословицы, поговорки или приметы, связанные с конём, котом, петухом, медведем.

 

Учителя высоко оценили и профессионально созданный музей, и вдохновенные, увлекательные экскурсии, проведённые гимназистками, и содержательную игру, позволившую много узнать, подержать в руках игрушки разных народных промыслов и даже по-мальчишески посвистеть в глиняную свистульку-коня или деревянную свистульку-птичку.

Н.Л. Крупина вручает подарок музею

На презентации журнала «Литература в школе: Республика Крым и Севастополь» (№ 7 / 2017)

и приложения к нему «Уроки литературы» главным редактором был представлен вклад каждого автора в этот номер, показано своеобразие каждой методической статьи, приёмов работы, помогающих заинтересовать детей чтением и сделать классику востребованной ими. Все авторы были награждены дипломами журнала.

 

Форум завершился флешмобом «Наши песни носим в сердце с колыбели»: словесники с удовольствием спели песни на стихи известных поэтов о России, Чёрном море, Севастополе, дружбе, любви, детстве, школе.

Руководитель проекта «Изучение классики и современной литературы на уроке и во внеклассной работе» Н.Л. Крупина выразила благодарность всем участникам форума-семинара и с особой теплотой обратилась к тем, ктомного сил, времени, таланта вложил в его организацию и проведение: Татьяне Григорьевне Соловей, Лидии Александровне Сиренко, Светлане Анатольевне Васильевой, Майе Юрьевне Пермяковой, Алле Петровне Перлак, которые не упустили ни одной мелочи, готовя и продумывая каждый этап этой важной для всех нас встречи.

Всем участникам Форума-семинара были вручены сертификаты и номер журнала «Литература в школе: Республика Крым и Севастополь».

 

У открытого микрофона, в письмах в редакцию и главному редактору журнала участники форуму, взрослые и дети, дали высокую оценку содержанию и разнообразным формам его проведения, отметили его насыщенность, практическую значимость, творческую атмосферу, нравственную и духовную наполненность, выразили надежду на продолжение такого значимого для профессионального роста словесников проекта и творческого сотрудничества  журнала со словесниками Крыма и Севастополя.

«Дорогая Надежда Леонидовна! — написала ученица после посещения спектакля «Только родина во все  стороны…». — Хочу от имени учеников гимназии им. Ильи Сельвинского выразить Вам большую благодарность за то мероприятие, которое состоялось в Евпатории благодаря Вам и нашим учителям. 22 сентября 2017 года у нас в гостях был известный русский писатель В.Н. Крупин, и мы встречали его спектаклем по его произведениям.

Я наблюдала за всем происходящим из зала и восхищалась глубиной мысли Владимира Николаевича и приложенными стараниями наших учеников. Многие из моих одноклассников даже открылись для меня с другой стороны. По-настоящему вжившись в роль и вкладывая в спектакль всю душу, чтобы лучше передать характер героев, они показывали истинное понимание произведения. Ведь не так легко открыть для себя чужие переживания! Поняв многие истины и даже немного переосмыслив своё мировоззрение, я ощущала себя после встречи с писателем свежей, обновлённой!..

А на следующий день мы проводили в школьном музее народной игрушки экскурсию для учителей. Мне было очень приятно, что они слушали нас с не меньшим увлечением и интересом, чем дети.

С уважением,

Екатерина Сенатенко, ученица 10-А класса».

    Учителя Симферопольского района Крыма прислали в редакцию такое письмо: «Искренне благодарим Вас за предоставленную возможность принять участие в работе форума «“Классика и современность в школе ХХI века: роль чтения в жизни современного юного поколения”, проводимого в рамках проекта “Изучение классики и современной литературы на уроке и во внеклассной работе”. Отличная организация мероприятия, прекрасная программа, содержательные мастер-классы и выступления учителей русского языка и литературы Республики Крым и Севастополя, обмен передовым педагогическим опытом, методическими наработками и творческими идеями сблизили всех участников форума и сделали работу насыщенной и продуктивной.

    Мы признательны Вам за то, что журнал «Литература в школе» предоставляет учителям-словесникам прекрасный материал для работы и даёт возможность поделиться творческими идеями и наработками.

    Уважаемая Надежда Леонидовна! Ваше трепетное отношение к каждому участнику семинара, добрые слова об автора всех публикаций, искренняя любовь к великому русскому слову, высокий профессионализм и глубина чувств вселяют в учительские сердца надежду на то, что совместными усилиями мы поможем возродить духовность и нравственность в нашей великой стране!

С глубокой признательностью и благодарностью

учителя Симферопольского района Республики Крым Кульчейко Е.В., методист МБОУ ДО “ЦДЮТ”, Бондарчук А.В., заслуженный учитель АРК, учитель-методист МБОУ “Родниковская школа-гимназия”; Шевченко Е.Э., учитель-методист МБОУ «“Мирновская школа № 1”, Годлевская В.П., учитель МБОУ “Добровская школа-гимназия”, Власова Е.А., учитель МБОУ “Константиновская школа Толдонова В.В., учитель МБОУ “Николаевская школа” Курако В. В., учитель МБОУ “Трудовская школа”».

Дорогие словесники Крыма и Севастополя! Наша встреча дала нам ощущение единой, дружной семьи, мы вновь почувствовали себя преподавателями самого главного школьного предмета, мы щедро делились опытом, по достоинству оценивали находки коллег, радовались их успехам и пополняли свой методический опыт. Хочется верить, что у нас всех и у нашего журнала «Литература в школе», более века преданно служащего российскому словеснику, есть будущее и мы ещё встретимся на гостеприимном полуострове Крым. Нам есть ещё что обсудить, что показать, чем поделиться, чему порадоваться вместе.

С наступающим Днём учителя, с праздником лучшей в мире профессии, требующей учиться, пока учишь, не дающей стареть.

Здоровья, сил, радости от своего труда, терпения, горения, удач, успехов, лада и любви, веры и надежды.